Пасха
Фаберже, Императорские пасхальные яйца
Faberge, Imperial easter eggs
 
   

Ювелирные фирмы
Москвы и Петербурга
второй половины XIX – начала XX века

Источник: "Русскiй Антикварiатъ"http://www.webantiq.ru/ Автор: А. Петракова

Произведения русских мастеров-ювелиров всегда отмечались на всемирных, международных и всероссийских выставках золотыми и серебрянными медалями за национальную самобытность и оригинальность художественной школы, а также за совершенство техники. В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова.

Во второй половине XIX века в Москве зарождается самостоятельная художественная культура, основанная на своих древних традициях. Несмотря на общую направленность искусства этого времени различие московской и петербургской школ в золотом и серебрянном деле весьма заметно: если петербургские ювелиры ориентировались в большей степени на Европу, московская ювелирная школа складывалась в русле национальной концепции.

Вторая половина XIX – начало XX века в московской жизни время экономического и культурного подъема, насыщенной художественной жизни. Мастера-ювелиры в это время, откликаясь на потребность общества в национальных формах, воспроизводят старинные предметы, копируют орнаменты, используют национальные мотивы для создания оригинальных произведений, а также делают включения в свои работы гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок и проч.
Для московского ювелирного искусства характерно возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству.

Яркими выразителями этого направления были крупные фирмы П. Овчинникова и И. Хлебникова, деятельность которых развернулась в XIX веке в Москве. В результате, в Москве сосредоточились основные творческие силы национальной ориентации, отличавшиеся своими художественными устремлениями от «западнической» позиции петербуржских ювелиров, группировавшихся, преимущественно, вокруг Карла Фаберже . Однако, различия в идейных и художественных воззрениях не мешали московским мастерам и фабрикам сотрудничать с петербужскими предпринимателями, от которых они часто получали заказы на некоторые виды работ, и более того, продавали через них свои произведения в магазины столицы.

Золотой потир с живописной эмалью. Москва. 1838 г.

Золотой потир с живописной эмалью. Москва. 1838 г.

В отличие от Москвы, еще в XVIII-XIX вв. Петербург – законодатель мод и стилистических направлений, на которые ориентируются мастера других ювелирных центров России. Ориентация Петербурга в золотом и серебрянном деле на западноевропейскую культуру и моду, характерная для ювелирного искусства XVIII века, сохранилась и во второй половине XIX – начале XX вв. – во многом это связано с традицией совместной работы русских мастеров с иностранными, возникшей еще при Петре I. Во второй половине XIX – начале XX века в Петербурге работали прекрасные мастера: Р. и А. Тилеманы, Ж. Вальян, Гау, Ф. Кехли, К. Ган и многие другие. Ведущей в петербургской школе была фирма К. Фаберже. Крупное отделение фирмы открылось в Москве в 1892 году. Между изделиями московскойго и петербургского отделений фирмы существует разница: зажиточные московские торговцы отдавали предпочтение более дорогим и массивным произведениям, чем покупатели Петербурга. В московском отделении фирмы делали столовое серебро и традиционные вещи, покрытые перегородчатой эмалью.

Среди петербургских ювелирных фирм XIX века славились своими украшениями фирмы К. Болина, Х. Кеммерера, Л. Зефтингена. Уже на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году были отмечены диадемы, браслеты из брилиантов, жемчуга, бирюзы и рубинов, и броши, особенно в виде ветки из жемчуга работы Болина, которые «решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы, работы знаменитого парижского ювелира Лемонье». Публике также «нравились бриллианты придворных ювелиров Кеммерера и Зефтингена, особенно гирлянда из изумрудов и бриллиантов, букет шиповника и ландышей».

Стопа серебряная с эмалью по чеканному рельефу. Москва, 1887 г. Работа фирмы П. Овчинникова.

Стопа серебряная с эмалью по чеканному рельефу. Москва, 1887 г. Работа фирмы П. Овчинникова.

В отличие от московских ювелиров, творчество которых целиком совпадало с основными направлениями неорусского стиля в отечественном декоративно-прикладном искусстве, петербургские мастера-ювелиры второй половины XIX- начала XX вв. были творчески более разобщены. Часть из них в своих устремлениях сближалась с московскими мастерами, но большинство работало в русле западноевропейской стилевой эволюции. К числу первых принадлежат мастера ювелирного предприятия братьев Грачевых, Курлюкова, Мишукова, Семеновой, к числу «европейски ориентированных» - мастера фирмы Фаберже, предприятие К. Болина и различные более мелкие фирмы, группировавшиеся вокург фирмы Фаберже.

Как бы промежуточное положение между предприятием братьев Грачевых и фирмой Фаберже занимали мастерские Сазиковых , основанные в Москве еще в конце XVIII века и имеющие также филиал в Петербурге.

Чайник серебряный с выемчатой эмалью. Москва. 1890 г.

Чайник серебряный с выемчатой эмалью. Москва. 1890 г.
К началу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца / Faberge, Imperial easter eggs"1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая статья

 



Ювелирные изделия предлагаю смотреть здесь.

Rambler's Top100