К разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"
К головной странице сайта / HOME | К карте сайта / MAP

Пятьдесят процентов послания. Точнее всего задачи власти выполнили Вексельберг, Абрамович и Ходорковский

 
   
Другие статьи по теме сенсационной покупки | Other articles on a theme of sensational purchase

Пятьдесят процентов послания. Точнее всего задачи власти выполнили Вексельберг, Абрамович и Ходорковский

© 2004 Политический журнал www.politjournal.ru №12 (15) / 05 апреля 2004


... Что же касается самых именитых граждан страны, то и они по делам своим в долгу перед президентом не остались. А патриотизм у нашего бизнеса в прошлом году бил ключом, и инициатива налицо: Вексельберг вернул России яйца Фаберже. Абрамович одумался и начал вкладывать деньги в ЦСКА. А Михаил Ходорковский вместо того, чтобы скрыться за границей, сидит в российской тюрьме как истинный патриот. (Светлана ОФИТОВА)

Время от времени президент выступает с посланием к Федеральному собранию, где ставит перед страной задачи. А вот выполняются ли они? Таким вопросом задался глава администрации президента ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ. По его указанию Главное контрольное управление Кремля проверило, во что преобразовались прошлогодние «вводные». Отчет, копией которого располагает «ПЖ», в общем и целом показывает, что из этого вышло…

Выяснилось, что при многих видимых достижениях (например, на внешнеэкономической арене) «задания» президента по социальному сектору не выполнены и наполовину. Часть реформ, подготовленных одними (как, например, пакет Дмитрия Козака по местному самоуправлению), тормозится другими. Крайним оказалось уволенное в отставку правительство, которое так и не предприняло мер, как гласит отчет ГКУ, «для возможности формирования бюджетов всех уровней с учетом принятых федеральных законов».

Несомненно, экономический подъем страны был лейтмотивом реформаторской мысли Владимира Путина в 2003 г. Однако обнаружилось, что достичь политической стабильности за счет управляемой демократии гораздо легче, нежели в этих условиях развивать конкурентоспособность отечественной экономики и поднимать страну из нищеты.

«Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой»*.

Ревизоры из ГКУ действительно отмечают, что «налицо положительная динамика роста основных экономических показателей». Внешний долг: уменьшился с 122,1 млрд до 119,1 млрд долл. Доходы бюджета, по данным Минфина, выросли на 17,2% — 2583, 1 млрд рублей. Профицит: 100, 8% — 228, 2 млрд рублей. Инфляция: как и предполагалось, 12%. Внешнеторговый оборот: возрос на 24,3% Экспорт: увеличился на 25,3% (при этом за счет увеличения физического его объема — на 11, 3 %, а за счет фактора цен — на 22,6%). Плюсовой итог внешнеторгового оборота: 59,6 млрд долларов. Объемы промышленного производства: увеличились на 7%. Инвестиции в основной капитал: выросли на 12%.

Снижены ставки ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, необходимое для модернизации металлургических предприятий. Максимальные темпы роста — в цветной металлургии (13%), машиностроении и металлообработке (10,9%), промышленности строительных материалов (8,6%). Однако при этом уровень развития перерабатывающих отраслей остается низким. Их продукция на внутреннем рынке составляет всего 52,8%.

«Хотел бы подчеркнуть: экономический рост прежде всего нужен нам для повышения благосостояния граждан. С ним прямо связано решение целого ряда насущных проблем. Это — и <…> комфортное жилье…»

Однако, как оказалось, эта задача не менее далека от реализации. Хотя была подготовлена концепция формирования рынка доступного жилья, «положение в жилищно-коммунальном комплексе страны существенно не улучшилось», правительство затянуло разработку основ Жилищного кодекса РФ. А выделенные региональным бюджетам 4,5 млрд рублей на развитие ипотеки остались неосвоенными. Действующие кредитные ставки, отмечают контролеры, «продолжают приводить к увеличению затрат на покупку жилья».

«…Это — хорошее образование…»

Как поясняется в отчете, для реализации этой задачи еще только «подготавливаются законодательные акты, нацеленные на изменение существующей экономической модели образования (направление средств на оплату образовательных услуг, а не на содержание учреждений), повышение его эффективности и качества, сохранение социальной доступности и интеграцию образования и науки».

«…и современное здравоохранение... <…> в рамках Госсовета мы рассматривали комплекс вопросов по ускоренному переходу к страховой медицине. <…> Очень надеюсь, что это станет серьезной поддержкой нашим пожилым гражданам».

На самом деле пожилые и другие не совсем здоровые граждане до сих пор в ожидании. Российский рынок медицинских услуг застрял на уровне бумаг: «В соответствии с основными направлениями реформирования системы здравоохранения (социальные стандарты и госгарантии оказания медпомощи, предоставления медучреждениям права на управление находящимися в их распоряжении ресурсами) разработана программа повышения структурной эффективности отрасли».

«Это — защита от несчастных случаев и природных катаклизмов. Это, наконец, более высокая продолжительность жизни».

Несмотря на явные усилия, существенных позитивных сдвигов контролеры не увидели и в этой области. По их словам, большинство проблем, «существующих во всех сферах жизнеобеспечения детей…приобрели хронический характер». Не работает и закон о медстраховании — его положения так и не приведены в соответствие с нормами Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов. Между тем Минздрав, Минфин и МЭРТ «не принимали необходимых мер по своевременному и полному финансированию учреждений госсанэпидслужб». В бюджете заложено лишь 20% от потребности. Вода в большинстве регионов по-прежнему не соответствует санитарным нормам.

«…В числе важнейших наших задач <…> считаю следующие: увеличение валового внутреннего продукта в два раза».

ВВП за прошлый год вырос, составив 7%, превзойдя обещанный программой на среднесрочную перспективу до 2005 г. показатель 5,9%. Но задача явно не выполнена. Для удвоения ВВП через десятилетие ежегодный рост должен составлять как минимум 8,2%.

«…преодоление бедности».

Бедность не побороли. Хотя «правительством РФ принимались меры»… Законодательные в основном. Например, принят Закон «О минимальном размере оплаты труда». Довольно обтекаемо указывают ревизоры на повышение благосостояния граждан: доходы населения выросли лишь на 15,1%. То есть к ежемесячному довольствию человека с зарплатой в 600 рублей прибавилось лишь 90. «Обеспечивался первоочередной порядок финансирования текущих выплат зарплаты работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих». Задолженность бюджетникам сократилась до 2260 млн рублей (на 34,4%), то есть не ликвидирована. Реальная зарплата повысилась всего на 10%. На 19,6% проиндексированы пенсии: их средний размер увеличился — смешно сказать — до 1890 рублей.

«...модернизацию Вооруженных сил».

Оклады военных-контрактников, как отмечают контролеры, тоже «повышены», однако примеров не приводят. Вместе с тем учтен экспериментальный опыт комплектования воинских частей по контракту. Финансирование одноименной программы уже заложили в бюджет-2004. Планируется законодательно закрепить право на бесплатное образование контрактников после трех лет службы. Готовятся нормативы, сокращающие службу призывников (правда, лишь с 1 января 2008 г: один год).

«…Надо двигаться дальше: разработать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие, долгие годы».

В мероприятиях Минфина и МНС России по выполнению послания, как замечено в отчете, несмотря на оптимизацию налогового законодательства, «не нашли должного отражения конкретные меры по разработке контуров постоянной налоговой системы на длительный период».

«Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя».

Что касается желания президента помочь малому и среднему бизнесу, то в этом направлении правительственные меры по устранению административных барьеров «недостаточно эффективны». По-прежнему «имеет место административное притеснение», а участие этого бизнеса «в различных сферах экономики необоснованно ограничивается» — не решены вопросы регистрации и лицензирования, контролирования предпринимателей. Законодательная поддержка тоже «неоправданно затягивается». Огромной препоной на пути решения поставленных задач, как верно отмечал президент, стала орда чиновников.

«Административная реформа затянулась <…> Считаю, бюрократию надо не убеждать уменьшать свои аппетиты, а директивно ограничивать. Надо провести радикальное сокращение функций госорганов».

Пожалуй, это один из немногих посылов, ярко отразившийся в российской политической жизни последнего года. Отчет это подтверждает. Принят Федеральный закон «О системе госслужбы РФ», дорабатываются «Закон о государственной гражданской службе» и ряд других нормативных актов того же плана. Но самое яркое событие — реформа правительства, а затем и администрации президента. Правда, что касается административной реформы по сути, то до ее конца еще далеко. Процесс оптимизации функций исполнительной власти по-прежнему остался задачей нескольких лет, как и конкурсный отбор на высокие госдолжности.

«Предстоит на демократической основе — в соответствии с принятой на референдуме Конституцией — избрать президента и парламент республики, сформировать органы местного самоуправления, разработать и подписать договор о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой. И конечно — восстановить экономику Чечни».

Наполовину с задачей справились: референдум провели, президента избрали. Однако, как сказано в отчете ГКУ, правительством не подготовлено постановление о мероприятиях на 2004—2005 гг. по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни.

«Следует сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов».

Здесь страна более или менее продвинулась вперед: «возросла роль мировых судей», «в полном объеме финансировались и комплектовались арбитражные суды. Не считая, конечно, того, что на мировых судей у государства по-прежнему не хватает денег и не решен вопрос их безопасности.

«Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика».

Сделан первый шаг — запущена Концепция регулирования миграционных процессов. Утвержден план мероприятий по миграционному контролю. Выделено финансирование. Приняты меры по упорядочению и социальной защите трудящихся-мигрантов из стран СНГ. Вместе с тем нынешняя система контроля на границе «не обеспечивает предупреждение незаконной миграции». Так, из 449 должным образом функционируют лишь 114 пунктов пропуска. Не решен вопрос о реадмиссии незаконных мигрантов из СНГ («спасибо» МИДу!).

«Власть не может, не должна, не имеет права обманывать граждан своей собственной страны. Уж если мы с вами людям что-то и пообещали, то нужно обязательно выполнять. Или лучше не обещать тогда, не делать этого». Такие тезисы как «ограничение роста тарифов на услуги монополистов»; «повышение качества нормотворческой деятельности в сфере налогового регулирования»; «удвоение ВВП»; «ликвидация не финансируемых государством социальных обязательств»; «обеспечение конвертируемости национальной валюты»; «поддержка частной инициативы, предпринимательства», отмечено в отчете, в работе Белогого Дома отражения не нашли.

Несмотря на то, что правительством «утвержден комплекс мероприятий», их результативность «сложно проанализировать». Из 27 мероприятий, сетуют аналитики ГКУ, невыполненными остаются восемь. Нет предложений кабинета по достижению полной конвертируемости рубля, задерживается разработка федерального закона о переходе страны на страховую медицину, не подготовлено постановление о мероприятиях на 2004—2005 гг. по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. («И конечно — восстановить экономику Чечни».)

Правительство старалось разрабатывать нормативы по совершенствованию экономики, но «недостаточно эффективно»: из 54 мероприятий выполнено лишь 25. Не внесены в Думу 19 плановых законопроектов, в том числе по устранению необоснованного государственного регулирования предпринимательской деятельности, повышению инвестиционной активности, порядку финансирования выплат накопительной части трудовых пенсий. «Медленно реализуются меры, направленные на повышение конкурентоспособности продукции большинства отраслей экономики», развитие высокотехнологичных производств. От правительства не дождались и поправок в Налоговый кодекс, стимулирующих внедрение инноваций.

Зато картинка, нарисованная президентом в самом начале послания, где он говорит о будущем России — «И такой страной люди смогут не просто гордиться. Они будут приумножать ее богатство. Будут помнить и уважать нашу великую историю», — все-таки вдохновила часть населения: производительность труда выросла на 7%. «Очевидно, что мотором экономического роста является частная инициатива <...> И сам российский бизнес должен стать современным — предприимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. И патриотизма ему прибавить не помешает». Что же касается самых именитых граждан страны, то и они по делам своим в долгу перед президентом не остались. А патриотизм у нашего бизнеса в прошлом году бил ключом, и инициатива налицо: Вексельберг вернул России яйца Фаберже. Абрамович одумался и начал вкладывать деньги в ЦСКА. А Михаил Ходорковский вместо того, чтобы скрыться за границей, сидит в российской тюрьме как истинный патриот.

Между тем отчетом ГКУ эта тема явно забыта.


К "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"




Rambler's Top100